МАЗ и новое время

К концу восьмидесятых стали отчетливо проступать признаки иного будущего, отличного от запланированного развития социалистического общества. Еще никто не знал, что принесут перемены, но все чувствовали – их не избежать. Однако, пока еще все шло по накатанной колее – МАЗ делал лучшие советские грузовики, участвовал в выставках, поставлял машины на крупнейшие стройки, начал свою спортивную карьеру.
Не обошла МАЗ и общая беда – авария на Чернобыльской АЭС. Несколько специально подготовленных тягачей было отправлено в помощь ликвидаторам. А сколько автомобилей марки МАЗ было привлечено к ликвидации на месте, сейчас не скажет никто.

Спортивный МАЗ-5432

1986
Январь - Награждение   объединения   переходящим   Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, Памятным знаком ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За высокую эффективность и качество работы в одиннадцатой пятилетке» с занесением на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР.
Сентябрь - Отправка на Чернобыльскую АЭС специально оборудованных седельных тягачей МАЗ-504В, предназначенных для оперативной доставки грузов, необходимых при ликвидации последствий аварии.

1987
Январь - Создание внешнеторговой фирмы «БелавтоМАЗа».
Сентябрь - Выплавка миллионной тонны стали в сталелитейном цехе № 2.

Известен случай, когда советские дальнобойщики даже участвовали на серийном тягаче МАЗ-5432 в кольцевых гонках фирм-перевозчиков в одной из европейских стран. Видимо этот случай положил начало спортивным достижениям МАЗа. Команда автозавода в течение пяти лет (1987-1992 гг.) неоднократно участвовала в этапах чемпионата Европы по кольцевым автогонкам, немало потрепав нервы своим соперникам, представлявшим именитые европейские автозаводы. Выступая на специально подготовленных машинах, команде удавалось занимать и призовые места. К сожалению, как и многие другие начинания на заре Перестройки, эти достижения ни к чему не привели - по какой-то причине руководство завода запретило команде "МАЗ-TRT" участвовать в гонках… Лишь некоторое время спустя МАЗ вернется в автоспорт – в триал. Команда «Яровит» будет выступать на полноприводных МАЗ-5316 и МАЗ-6317.

МАЗ-2000 Перестройка

В те года МАЗ отметился в Европе еще одним достижением. В 1988 году на выставке в Париже белорусами был представлен концептуальный автомобиль модульной конструкции – МАЗ-2000, получивший имя собственное – Перестройка. Без сомнения он привлек к себе огромное внимание. Как смелостью идей, так и спорностью технических решений. В отношении этого автомобиля на ум приходит известная пословица – как корабль назовешь, так он и поплывет. Несмотря на все старания главного идеолога концепции МАЗ-2000 М.С. Высоцкого, в то время занимавшего пост Главного конструктора, автомобиль так и не  увидел конвейера. Конечно, такая работа не прошла даром – чего стоит, хотя бы опыт компоновки модуля с двигателем, ведущим мостом и  четырехбаллонной пневмоподвеской. К сожалению, один из двух опытных экземпляров, простоявших под забором 20 лет, был списан и безжалостно порезан в утиль. Впрочем как и многие другие…